УДК 94(47).073
НАДЗОР ЗА ИНОСТРАНЦАМИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1801–1861)
А. Н. Бикташева
НИУ «Высшая школа экономики»
Аннотация. В работе анализируется монография А. В. Тихоновой «"Надлежаще смотреть…": Надзор за иностранцами в Российской империи (1801–1861)» (Смоленск, 2013).
Ключевые слова: Российская империя, иностранцы, надзор.
Copyright: © 2016 Бикташева. Данная работа публикуется онлайн в сетевом научном журнале открытого доступа "Tractus aevorum" на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять эту работу с обязательным указанием ссылок на ее автора и оригинальную публикацию.
Адрес для корреспонденции: А. Н. Бикташева. НИУ «Высшая школа экономики», факультет гуманитарных наук, школа исторических наук. 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3. E-mail: biktashi[at]mail.ru
CONTROL OVER FOREIGNERS IN THE RUSSIAN EMPIRE (1801–61)
A. N. Biktasheva
National Research University "Higher School of Economics"
Abstract. The author reviews "To Oversee Properly:" Control over Foreigners in the Russian Empire (1801–61) (Smolensk, 2013) by A. V. Tikhonova.
Keywords: Russian Empire, foreigners, control.
Тихонова, А. В. «Надлежаще смотреть…»: Надзор за иностранцами в Российской империи (1801–1861): монография / А. В. Тихонова. – Смоленск: СмолГУ; Свиток, 2013. – 254 с. – ISBN 978-5-88018-545-0
Повышенный интерес исследователей к функционированию политической власти, ее организации, взаимоотношениям государства и общества объясняется возможностью внести свой вклад в научную дискуссию о причинах жизнестойкости российской государственности, способах ее саморегуляции. Все сказанное в полной мере относится к книге А. В. Тихоновой, в которой раскрывается эволюция государственного контроля над иностранцами на территории Российской империи в первой половине XIX века. То было время внедрения в административную жизнь страны механизмов министерского управления, время появления новых институций политического надзора. Но охватить в одном исследовании все российские губернии невозможно. Да и современная регионалистика теоретически обосновывает важность сосредоточения исследовательского внимания на процессах и явлениях регионального масштаба. Поэтому обращение к реализации «высокой политики» на местном уровне представляется чрезвычайно продуктивным и эффективным. Именно этими аргументами, видимо, и руководствовался автор, выбрав Смоленскую губернию и прилегающие к ней территории в качестве исторически сложившегося «транзита» проникновения иностранных граждан в глубь страны.
Построение повествования в книге соответствует логике происходящих событий. Автор сопровождает читателя, начиная с момента въезда иностранцев в Россию. Сначала анализирует условия их пребывания и меры надзора за представителями мирных профессий (до начала Отечественной войны 1812 года). Затем подвергает детальному анализу действия российских властей в отношении военнопленных и членов их семей (после событий 1812 года). Наконец, прослеживает изменения в политике и практике надзора после создания Третьего Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (III Отделения СЕИВК).
Значительная часть использованных в работе источников представлена архивными материалами. Автор провела трудоемкую работу по совмещению «разорванных» по различным ведомственным архивам (я насчитала семь архивохранилищ страны) сведений об организации системы надзора за иностранцами. И главное, – благодаря выявленным источникам, А. В. Тихонова сумела проследить рецепцию иностранцев на проводимую политику. Мастерски сочетая источники различной видовой принадлежности (сведения официальных, делопроизводственных документов дополнялись информацией источников личного происхождения и периодической печати) она смогла реконструировать сюжетную и контекстную канву истории пребывания иностранцев в России.
Особый интерес вызывает анализ нормативно-правовых документов, связанных с пребыванием иностранцев в России до 1812 года. Впервые реконструированы условия въезда и высылки иностранцев. На конкретных судьбах прослежена их реализация, представлена процедура получения официальных документов (вид, билет, национальный паспорт). Вполне логично было бы следующим этапом исследования сделать выявление властных структур, осуществлявших наблюдение за иностранцами и реализацию всех этих предписаний. Но специально этот вопрос в работе не затрагивался. Досадно, что из поля зрения автора выпал «Наказ гражданским губернаторам» от 3 июня 1837 года, а также «Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел с учреждения министерства по 1 октября 1853 года» (СПб., 1854. Т. 1.).
Вместе с тем социальные аспекты читаются с неподдельным интересом. К примеру, автор скрупулезно (по уездам) анализирует «списки иностранцев…», проживавших на территории Смоленской губернии. Их расшифровка позволила реконструировать судьбы отдельных людей, оказавшихся на изломе Отечественной войны 1812 года, «услышать» их голоса, выявить причины ужесточения контроля над иностранцами. Кроме того, подробно изучая материалы следственных комиссий, создававшихся для выявления сотрудничества иностранцев с оккупационными властями, А. В. Тихонова создала портретную галерею иностранцев, оказавшихся на территории Российской империи во время войны.
Представляет значительный интерес парадоксальное, на первый взгляд, заключение о том, что проживавшие в Смоленской губернии иностранцы бойкотировали действия французской администрации и что впоследствии все они были «освобождены от всякой ответственности». Это свидетельствует о тех сложностях, с которыми столкнулось правительство в чрезвычайных условиях войны 1812 года и о проявленной им дальновидности, позволившей сохранить взаимовыгодные отношения с иностранными подданными в столь непростое время. Столь же значимым является и вывод автора о гуманной политике российских властей по отношению к военнопленным. Автору удалось раскрыть финансовую сторону их содержания, продемонстрировать индивидуальные тактики в отношении пленных медиков и тех, кто приносил присягу на подданство России. Собранный эмпирический материал о судьбах жен и детей из числа военнопленных дает возможность существенно дополнить наши историографические познания.
После воцарения Николая I в политическую практику надзора за иностранцами включается III Отделение СЕИВК и подчиненный ему корпус жандармов. На страницах книги автор демонстрирует свое положительное отношение к политике и действиям этой институции, которая руководствовалась исключительно государственными интересами. На основании архивных свидетельств А. В. Тихонова делает заключение, что, «отслеживая въезд и пребывание иностранцев, III Отделение проявляло заботу о доходах государства и выступало с инициативами фискального характера». Оказывается, последовательным и ярым сторонником повышения пошлин и сборов с иностранных поданных являлся шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. Сравнение его позиции с мнением министра финансов Е. Ф. Канкрина позволило автору сформировать собственное видение итогов работы Комитета об иностранцах 1841 года, аргументировать гибкость политики включения иностранцев в экономическую жизнь страны и, как следствие, объяснить причины либерализации паспортного режима в 1840-е годы.
Различные комбинации включения жандармов в существующую систему надзора за иностранцами подводят А. В. Тихонову к выяснению соотношений ведомственных полномочий между министерствами и III Отделением, губернаторами и жандармами, столичными генерал-губернаторами и III Отделением. Она считает, что на местах надзор за иностранцами по-прежнему был возложен на губернаторов, но тогда возникает вопрос: что же делали в губерниях жандармские штабс-офицеры? И как разграничивались их полномочия с губернаторами по надзору за иностранцами? Возможно, ответы на эти вопросы содержатся в их донесениях. Остается открытым, на мой взгляд, и вопрос о причинах передачи национальных паспортов иностранцев в III Отделение.
Вопросы порождают, как правило, хорошие книги. Исследование, несомненно, состоялось, и в концептуальном отношении представляет собой единое целое.
Об авторе
Алсу Назимовна Бикташева – доктор исторических наук, профессор школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».