Содержание
ЮБИЛЕИ В ИСТОРИИ
К СТОЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
УСПЕХИ И ПРОСЧЁТЫ В ИЗУЧЕНИИ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г. В РОССИИ
И. М. Пушкарёва Институт российской истории РАН
Анализируя особенности изучения революции 1917 г. в России в основном в отечественной историографии, автор акцентирует важность изучения массового протестного движения для понимания причин революционного взрыва. Данное направление исследований было необоснованно отодвинуто в тень с начала 1990-х гг. При этом подчеркивается, что как характер революции, так и возможность разрешить противоречия нереволюционным путём были обусловлены политикой высшей государственной власти, особенно начиная с 1916 г.
|
1917–2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ ДЛЯ РОССИИ И МИРА
К. Н. Лобанов Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И. Д. Путилина В сознании россиян 1917 год связывается, прежде всего, со столетием Февральской революции и последующими за ней октябрьскими событиями. И не случайно. Ведь тысяча девятьсот семнадцатый справедливо считается переломным моментом новейшей истории, после которого Россия и мир уже не могли быть прежними и начали развиваться по новой социальной траектории. Многие государства под влиянием идей русского революционизма и практики постреволюционной модернизации развернулись от дикого капитализма к социальной ориентированной экономике, отказались от авторитаризма и формальной демократии в пользу открытой и диверсифицированной системы власти и управления, перестали подавлять личность и предоставили людям больше прав для самореализации. Все это стало возможным благодаря глубокому осмыслению русского опыта, его творческой переработке в сферах экономического моделирования, государственного строительства и социальных взаимоотношений. Автор формулирует следующие ключевые вопросы: как у россиян обстоит дело с рефлексией? иначе говоря, усвоили ли они собственный опыт, извлекли ли уроки из своего прошлого? Анализируя события вековой давности и проводя параллели с более поздними событиями и современностью, он обозначает свою позицию в ответ на них.
|
ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЯХ 1917 ГОДА
В. М. Марасанова Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Рассматривая революционные события в России в 1917 году, автор анализирует причины складывания революционной ситуации в стране и быстрого перехода от буржуазно-демократической революции в феврале к захвату власти большевиками в октябре; особое внимание уделяется сравнению динамики развития событий в столицах и провинции. Исследователь приходит к выводу о том, что определяющими в 1917 г. являлись события в Петрограде. Провинция следовала за столицей в революционном вихре, и ключевую роль в произошедшем сыграли нижние армейские чины, вышедшие из-под контроля офицеров.
|
ВТОРАЯ ГААГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МИРА 1907 ГОДА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ 110 ЛЕТ
С. И. Чернявский МГИМО(У) МИД России Сто десять лет назад в Гааге собралась вторая международная «Конференция мира», участники которой приняли важные документы, кодифицирующие законы и обычаи войны, заложив тем самым основу системы международного гуманитарного права. Этот форум стал логическим продолжением Гаагской конференции 1899 года, инициированной Россией, на которой были определены общие правила мирного разбирательства межгосударственных конфликтов, а также принят ряд правовых норм и деклараций (и выражены «пожелания») относительно ведения военных действий. В статье анализируются причины созыва этих международных форумов, их значение и актуальность последних для мирового сообщества.
|
ПЕРЕХОДНЫЕ ЭПОХИ
СЛУЧАЙНАЯ ВОЙНА… (ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО)
В. В. Пенской Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Автор предлагает новый подход к изучению Ливонской войны и определению ее места во внешней политике Русского государства во 2-й половине XVI в. В российской и зарубежной историографии устоялось мнение о первостепенной значимости Ливонской войны для внешней политики Русского государства и Ивана Грозного. Однако сегодня некоторые исследователи предлагают иной взгляд на этот военный конфликт. К их числу принадлежит и автор. Он полагает, что для Ивана Грозного первостепенным был конфликт с Крымским ханством и с Великим княжеством Литовским, а ливонское направление находилось на периферии внешней политики Москвы, как следствие, ливонская проблема решалась по остаточному принципу. Это обусловило неудачный исход первого раунда борьбы за ливонское наследство для Русского государства.
|
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЕНГРИИ В ХОДЕ ПРЕДВОЕННОГО КРИЗИСА И ВСТУПЛЕНИЕ СТРАНЫ ВО ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ
Н. В. Филоненко Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I Автор анализирует особенности внешней политики Венгрии и ее положения в Европе в 1938–1941 гг., то есть в годы предвоенного кризиса и начального периода Второй мировой войны, а также рассматривает механизм вовлечения страны в войну на стороне стран Оси. В статье демонстрируются возможности и ограничения, которые возникали в результате внешнеполитического курса руководства страны, проводившегося в фарватере политики нацистской Германии. С одной стороны, Венгрия получала возможность реванша за ограничения Трианонского договора по итогам Первой мировой войны; это удалось настолько, насколько позволил Третий Рейх. С другой – страна подпадала под всё большую зависимость от Германии в политической, военной и экономической сферах. При этом существовала прямая зависимость между возможностями и ограничениями: чем больше венгерские власти стремились использовать первые, тем более усугублялось их подчинённое положение по отношению к Рейху, что подкреплялось всё большим вовлечением Венгрии в блок стран Оси. В итоге, во время нападения Германии на СССР в июне 1941 г. Венгрия уже, совершенно очевидно, была сателлитом Германии, и вскоре последовало объявление венгерскими властями войны Советскому Союзу.
|
РЕЦЕНЗИИ
Слово молодому исследователю
МОДЕРНОСТЬ, ПРОСТРАНСТВО И ПАМЯТЬ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ
Джон Гиллеспи Университет штата Теннеси
В работе анализируется монография Эли Рубин «Амнезиополис: модерность, пространство и память в Восточной Германии» (Оксфорд, 2016).
|
«БУДУЧИ РИМЛЯНАМИ ПОСЛЕ РИМА»: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЕМАТИЧЕСКОМ ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА «EARLY MEDIEVAL EUROPE»
Е. А. Семичева Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В работе рассматривается вышедший в 2014 г. тематический номер журнала «Early Medieval Europe» под названием «Будучи римлянами после Рима», в котором анализируются различные аспекты формирования индивидуальной и коллективной идентичностей в Европе в период раннего средневековья.
|
НАУЧНЫЕ СОБЫТИЯ
МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ЗА ГРАНИЦАМИ ТРАДИЦИОННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XVII – НАЧАЛА XIX ВВ.»
Ж. К. Бекмурзина НИУ «Высшая школа экономики»
|
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ В. НА КОНВЕНТЕ АССОЦИАЦИИ СЛАВЯНСКИХ, ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ И ЕВРАЗИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
М. Ю. Семенов, Е. Н. Меньшикова Белгородский государственный национальный исследовательский университет
|
Скачать весь номер в PDF
|